Главная \ Новости \ Качество - прежде всего!

Качество - прежде всего!

« Назад

31.01.2014 09:38

Стандартизация может стать важнейшим инструментом развития рынка товаров и услуг.

ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ России стандартизация становится одним из основных инструментов модернизации производств, а также она способствует адаптации и успешной работе наших товаропроизводителей в условиях глобализации. Об этом говорили эксперты в рамках прошедшей в Санкт-Петербурге 36-й Генеральной ассамблеи Международной организации по стандартизации ISO/ИСО. Более того, стандарты прочно входят в жизнь и устанавливают качественные показатели не только для производств, но для и услуг, социальной сферы, влияют на качество жизни в целом.

652px-Logo-ISO

Чтобы российская промышленность и дальше стремилась к развитию, ей необходимо завоевывать все новые и новые рынки сбыта. И здесь стандартам придется уделить особое внимание.

Например, уже сейчас при заключении контракта на поставку какой-либо продукции на «цивилизованных» мировых предприятиях проявляют интерес именно к стабильным показателям качества товаров. Прежде всего, уважающих себя производителей при оформлении сделки интересует включение в контрактную систему менеджмента качества, который и дает эту стабильность качественных показателей. Более того, в мире все чаще стали включать в контракты требования к социальной ответственности производителя перед своими работниками.

— Для российской же действительности это пока нечто из области фантастики, — рассказал глава Росстандарта Григорий Элькин. — Ведь прописанная документально социальная ответственность гарантирует, что на предприятии трудятся специалисты высокого уровня, а не набранные на улице работники.

О стандартизации в широком смысле слова применимо к нашей стране пока не говорят. Если сравнить Россию, например, с Германией, то станет ясно, насколько далеки наши потребители от понимания роли норм и стандартов в повышении качества жизни. Например, немецкий покупатель при выборе пылесоса, утюга, чего угодно внимательно изучает этикетку, паспорт товара, он разбирается в международной символике и характеристиках, понимает, что значат различные значки на упаковке. У нас же этим пока интересуются крайне редко, однако если Россия и дальше будет вести успешную работу в этом направлении, то сможет воспитать и «продвинутого» ответственного потребителя, понимающего в международных стандартах качества товаров.

Вопросы стандартизации неизменно связаны не только с менеджментом качества на производстве, но и с вопросами качества жизни.

— Проведенный нами опрос бизнесменов, студентов, работников предприятий и других групп показал, что большинству людей важно качество именно условий жизнедеятельности, — рассказала эксперт по стандартизации ФБУ «Тест-Санкт-Петербург» Наталья Цымбал, — то есть образования, окружающей среды, условий труда, медицинского обслуживания и сферы услуг. Поэтому мы сейчас особое внимание уделяем стандартизации социальной, а не только промышленной сферы.

Как рассказали специалисты предприятия «Тест-Санкт-Петербург», в сфере услуг особенного внимания заслуживает область косметологии, индустрии красоты. Сейчас в организации предлагают комплекс стандартов по разработке нормативных документов для косметических услуг, например, для столь популярных спа-салонов. По словам руководителя Центра научных исследований и информации в сфере услуг Института региональных экономических исследований Татьяны Зворыкиной, прежде всего в нормировании здесь нуждаются вопросы безопасности процесса оказания услуг.

По ее словам, качество любой услуги определяется факторами, которые должны быть нормированы. Это состояние оборудования, качество используемых косметических средств, мастерство исполнителя. Сейчас разработано уже около 200 стандартов для услуг различного характера. Однако России еще есть куда стремиться. В мире существует около 90 параметров, по которым проводится оценка, например, одной только выставочной деятельности. Существуют такие технические комитеты, которые пока вообще не имеют аналогов в России, например по качеству рейтинговых, аутсорсинговых услуг и даже по товарам, бывшим в употреблении.

В последнее время о стандартах в нашей стране говорят, прежде всего, применимо к вступлению России в ВТО.

Одним из основных условий членства в этой организации является снижение барьеров для торговли между странами-членами. У каждого государства есть свои обязательные нормы, которые обеспечивают безопасность продукции. И одной из основных идей соглашения о вступлении в ВТО стала попытка выравнять эти требования, чтобы производители не несли лишних затрат на исполнение чужих норм при поставке товаров из одной страны в другую.

— На настоящий момент в России примерно 50 процентов существующих стандартов уже гармонизировано с международными нормами ВТО, — продолжил Григорий Элькин. — Но правительство страны ставит перед нами задачу довести эту долю до 60 процентов, и мы видим возможность сделать это в течение ближайших двух лет.

По словам Григория Элькина, стандартизация в каком-то смысле схожа с лоббированием промышленниками своих интересов на международном уровне. По его мнению, производители привлекают экспертов по стандартизации, понимая, что это один из немногих имеющихся инструментов модернизации. Например, известная петербургская пивоваренная компания, одна из первых в стране получившая международный сертификат качества ИСО 9001 по Системе менеджмента качества организаций и предприятий, за пять лет снизила издержки на шесть процентов и увеличила доходы на четыре процента.

"Российская газета", 01.10.2013 г., А. Романова